Новость от 24.06.2016

Корреспондент интернет-журнала о детско-юношеском футболе Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Диорама Футбола» Дмитрий Кукушкин пообщался с тренером деncких команд выборгского "Фаворита" Александром Куц о тренерских принципах, нюансах работы с детьми, совмещении ролей тренера и игрока и об общем состоянии детского футбола.


 

— Александр, сейчас у вас в первенстве перерыв. Можете подвести предварительные итоги выступления своих ребят? 
— Первый круг закончился для нас на втором месте в своей подгруппе. Из 8 игр мы выиграли 7 — проиграли лишь одну игру, на которую парни просто не настроились. Вышли на «спущенных «, но, несмотря на это, я рад такому поражению — результат опустил некоторых футболистов с небес на землю! Хотя в команде ребят с завышенной самооценкой нет, но иногда симптомы проявляются. И такие поражения очень даже кстати. Готовимся к августу и сентябрю, там начнётся все самое интересное. Если футболисты сыграют в тот футбол, который умеют, то мы можем повторить прошлогодний результат, где мы завоевали первое место. На что мы все надеемся!
 
— Как пришли к тренерской работе? Можете вспомнить тот момент, когда поняли, что хотите работать тренером?
— В 17 лет мне предложили потренировать команду «Фаворит», 11-летних ребят. Совершенно не зная принципов работы, начал тренировать. Кстати в этом сезоне мы стали 2-ми в области! Затем, в процессе работы стал появляться уже настоящий интерес к тренерской деятельности. Стал читать литературу, ездить на семинары и т.д. И, наконец, понял, что получаю от этого огромное удовольствие и тренерскую деятельность не променяю ни на какую другую.
 
— Есть ли какие-то личные принципы в вашей работе? Чего стараетесь придерживаться, чего избегать?
— Для любого тренера очень важно определить рамки работы и набор принципов. Также крайне важно донести их до игроков, чтобы эти принципы понимали футболисты и также их придерживались. Для меня в работе важнее всего такие качества, как уважение и скромность. Ну и, естественно, нужно получать удовольствие от игры.
 
— Работать детским тренером – весьма нервный труд, надо полагать. Были ли у вас наставники – как в тренерском плане, так и в общении с детьми?
— Нервы бывают без этого никак… это футбол! Наставников в тренерском плане у меня не было, старался учиться у всех понемногу. Всегда хотелось попробовать быть самими собой, ориентироваться в работе на себя, а не на кого-то. Первые 2-3 года было много «шишек», так сказать пробовал, учился, — чего там, молодой парень 20-ти лет! Много экспериментировал. Хотя и сейчас мне всего 26, поэтому мой запал никуда не делся! Многому научился, изучая литературу, посещая семинары и тренировки. Но учиться нужно всегда, ведь невозможно все знать. Мне нравится, то, чем я занимаюсь, и что из этого получается.
 
— Не думали попробовать тренировать ребят постарше?
— В основном, я работал с маленькими с самого начала тренерской деятельности. Да и, честно сказать, со взрослыми не тянет. Когда ты тренируешь детей, ты видишь их глаза и желание победить — то желание, которое, на мой взгляд, иногда сильнее, чем у взрослого. Дети преданы тебе, а ты им. И это чувство — самое главное, то, ради чего ты этим занимаешься. С возрастом появляется много соблазнов, некоторые ребята постарше отвлекаются от футбола и начинают заниматься другими делами. Кроме тех, у кого есть цель, и кто к ней идёт, кто хочет стать профессионалом. Хотя, в наше время тренироваться и физически быть в порядке оказывается зачастую недостаточно. Многое решают агенты, связи и другие факторы. Россия в этом плане не в очень хорошем состоянии, нужно менять много чего.
 
— Часто на турнирах родители ведут себя довольно эмоционально: помимо тренера, начинают давать своим детям советы, расстраиваются, когда их ребенок неудачно действует. Что вы думаете о подобных проявлениях родительской любви?
— Найти общий язык с родителями — это важно. У нас в команде хорошие отношения со всеми родителями. Они слышат меня, а я их. Во время игры родители становится ярым болельщиком. Они должны помнить о том, что на поле играют не мастера футбола, а дети. Я против любых подсказок и негативных эмоций. Подобные моменты бывали, но мы разговариваем, родители все понимают, но иногда эмоции сдержать все-таки не могут. На данный момент с этим проблем нет, все научились сдерживать себя и просто подбадривать ребят.
 
— С детьми ведь всегда случаются забавные истории – можете припомнить какую-нибудь?
— Был случай, когда состоялся набор команды 2004 года. На одной из первых тренировок я сосчитал детей, их было 16. Началась тренировка, считаю — их 15. Думаю, где же ещё один, может не правильно посчитал… Ну хорошо, провёл тренировку, смотрю — слезает 16-ый футболист с баскетбольного щита! С игрушечным автоматом!!! И спрашивает: «Когда следующая тренировка?». Забрался туда по стене, и, как потом выяснилось, сидел в засаде!
 
— Прокомментируйте, пожалуйста, фотографию, где ребята стоят на сцене в футболках «Куц лучший». Что это за момент? Вы знали о подобном сюрпризе?
— Это момент награждения победителей и призёров первенства Ленинградской области. На сцену вышли лучшие тренеры первенства. Когда закончили всех награждать, вышла моя команда «Фаворит 2004», расстегнули рубашки, а там «Куц лучший»! Это, если честно, был один из самых приятных и трогательных моментов в моей жизни. Идея родителей, о которой я даже не подозревал. Было нереально круто! Вообще, у команды «Фаворит 2004» самые лучшие родители!
 
— В марте этого года Виталий Мутко сказал следующее: «Мы пустили на самотек дела юношеского футбола. Семь лет почти ничем не занимались… Нужно выбрать 50-100 академий, дать им одну методику для подготовки детей, ввести одинаковые методики во всех возрастах юношеских сборных…», — как прокомментируете это высказывание? По вашему мнению, каково нынешнее состояние детского футбола в России? Нужна ли единая методика во всех школах, поможет ли она?


— По поводу 50-100 академий скажу, что это наверно большие цифры. Но открывать академии нужно, и единая методика должна быть. По-прежнему еще остается неудовлетворительное состояние материально технической базы у большинства клубов, недостатки в системе подготовки и повышении квалификации тренеров, все ездят учиться за свой счёт. На мой взгляд, повышение квалификации тренера должно быть заложено в бюджете академии или школы. У многих тренеров низкая заработная плата. Причем, от некоторых по такой мизерной зарплате руководство требует еще каких-то результатов! Это просто вызывает смех. Если будут предоставлены условия, то можно о чем-то говорить. Отмечу, в последнее время детский футбол в России прибавил и в организации, и в уровне команд.
 
— Вы же параллельно еще и за мужскую команду играете. Не мешает подобное «совмещение» — хватает времени? Расскажите, как готовитесь к турнирам? Какие планы именно на игроцкую часть жизни?
— Совмещение должности тренера и игрока не мешает, ведь футбол это моё любимое дело. Сначала тренирую ребят 2008 года, это моя вторая команда, после 2004-ого, а потом и на свою тренировку нужно! Игроком была возможность уехать поиграть в профессионалах, но посчитал, что дома меня все устраивает, и остался. Сейчас играю за «Фаворит», у нас отличный коллектив. А уехать куда-то, даже не думаю об этом, здесь все устраивает.
 
— Последний вопрос — если не тренером, то кем?
— Когда был маленьким, хотел стать хирургом. Поэтому, если бы не стал тренером, то постарался бы исполнить детскую мечту.